Мы говорим одно, думаем - другое, а делаем - третье.
Сейчас в психологии такие слова звучат как истина. Но еще совсем недавно было иначе. За аксиому бралось утверждение о том, что аттитюд (то есть социальные установки) и реальное поведение совпадают. Но исследование, которое провел Р. Лапьер, разрушило существовавшую в психологии привычную аксиому о взаимосвязи социальной установки и поведения. А произошло это так...
30-е годы ХХ века, Америка, начинается путешествие одной китайской пары молодоженов и психолога Стэнфордского университета Ричарда Лапьера. Они собираются исколесить все Тихоокеанское побережье, останавливаясь в более чем 60-ти отелях и посещая приблизительно 180 ресторанов. Стоит отметить, что в те годы были распространены негативные установки в отношении выходцев из Азии. Так что этот эксперимент был достаточно смелым и мог иметь самый непредсказуемый исход. Но Лапьер все же рискнул.
- Первая часть эксперимента - это сама поездка. Останавливаясь в дорогих отелях и небольших гостиницах, посещая шикарные рестораны и придорожные закусочные, Лапьер наблюдал за реакцией персонала на его попутчиков и фиксировал все свои наблюдения. Для чистоты эксперимента он скрыл истинный замысел исследования от молодой пары своих попутчиков и даже умышленно создавал ситуации, например, задерживался или отходил в сторону, чтобы иметь возможность проследить за реакцией людей только на китайскую пару. Любопытно отметить, что среди множества посещенных мест, только в одном ресторане им отказали в обслуживании, все другие с радостью принимали гостей, и обслуживали на прекрасном уровне.
- Вторая же часть эксперимента была проведена через 6 месяцев после вышеописанной поездки. Идея состояла в том, чтобы разослать письма в места, которые они посетили, а также в те, где китайская пара не побывала, следующего содержания:
Согласны ли Вы в своем заведении принять в качестве гостей представителей китайской национальности?Ответ был непредсказуемый для исследователя, он изменил ход привычного мышление ученых того времени. 90% гостиниц и ресторанов (как тех, которые посещала пара, так и тех, которые не посещала) ответили отказом, ссылаясь на то, что они не обслуживают китайцев.
Какой же вывод сделал Лапьер?
Ответы людей являются ничем иным как вербализованной реакцией на условную ситуацию, которая отличается от реального поведения.
Таким образом, на основе установок, о которых говорят люди, нельзя точно предсказать их поведение. Важную роль отыгрывают многие ситуативные факторы и личностные особенности людей. И хотя результаты эксперимента подвергают сомнению предсказательную силу большинства опросников, зная эту особенность, мы можем создавать такой инструментарий, который справиться и с этим вызовом.
Комментарии
Отправить комментарий