Эксперимент.
Двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. При этом первой группе говорили, что на фотографии изображен закоренелый преступник, а второй - что это фотография известного ученого. Потом студентов просили составить словесный портрет этого мужчины.
Результат:
- в первой группе мужчину, который был представлен как преступник, описывали как жесткого, холодного человека, его глубоко посаженые глаза свидетельствовали о затаенной злобе, а выдающийся подбородок - о готовности идти до конца при совершении преступлений;
- во второй группе мужчину охарактеризовали как серьёзного и умного ученого, глубоко посаженые глаза свидетельствовали о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о целеустремленности на пути к познанию.
На самом же деле на фотографии был простой пенсионер. Но всего лишь несколько предварительно сказанных слов позволили участникам эксперимента так "четко и точно" охарактеризовать этого мужчину.
Эффекты первого впечатления.
- "Эффект ореола" - общее позитивное впечатление о человеке ведет к позитивной оценке его черт характера и поступков, и наоборот, если человек в целом не понравился, то все его поступки будут восприниматься как раздражающие.
- "Эффект первичности" - когда мы сталкиваемся с абсолютно незнакомым человеком, то первая информация, которую мы узнаем о нем, является для нас основой. Именно этот эффект можно описать знаменитым выражением Коко Шанель о том, что у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.
- "Эффект новизны" - а вот при восприятии знакомого человека установкой выступает последняя актуальная информация.
- "Эффект преимущества" - очень интересный и в тоже время коварный эффект. Речь тут идет о том, что когда человек превосходит нас по определенной значимой характеристике, то мы склонны переоценивать данного человека во всем остальном. Это работает и в обратном направлении.
- "Эффект привлекательности" - субъективная привлекательность человека для нас ведет к позитивной оценки данного человека в целом. Если вы сталкивались с тем, что внешне привлекательный человек говорит и делает все замечательно, при том, что те же слова и действия, идущие от другого, менее симпатичного человека, вызывают лишь раздражение - значит вы, как и я, попадали под влияние этого эффекта.
- "Эффект отношения к нам" - как не крути, но люди по своей природе стремятся к взаимности. Так, если мы чувствуем положительное отношение к себе со стороны какого-либо человека, это ведет к позитивному впечатлению о нем. И наоборот - отрицательное отношение формирует негативное впечатление.
Итоги.
В основе формирования первого впечатления - стереотипы. Это различные упрощенные схемы построения определенного мнения о человека, которые за счет быстроты часто упускают точность и объективность. Как и было показано в эксперименте, лишь одно слово - преступник/ученный - сформировало "точный" и диаметрально противоположный портрет одного и того же человека.
И как бы мы не хотели, но полностью уйти от таких эффектов невозможно. Однако, если знать их, можно научиться не спешить с выводами, а больше наблюдать, узнавать и только потом делать какие-то выводы.
Комментарии
Отправить комментарий