Это все, конечно, хорошо - разные эго-состояния, как разные роли, которые мы проигрываем в разное время, но мы не живем в изолированном мире, мы постоянно взаимодействуем с другими людьми. И такое взаимодействие бывает очень непростым. Как же разобраться и сделать взаимодействие с окружающими более продуктивным? Ответить на этот вопрос поможет Теория коммуникации.
Суть состоит в том, что на нас действуют различные стимулы, на которые мы определенным образом реагируем, взаимодействия в социуме (получается такой себе бихевиоризм, но это и правда имеет место быть).
Есть три основных типа трансакций, зная которые можно, наблюдая, лучше понимать, что происходит вокруг, а зная их правила существования (о которые мы поговорим чуть дальше), можно научиться играть по правилам.
Паралельная трансакция
Например, человек спрашивает, который сейчас час, а другой отвечает точное время, смотря на свои часы. Тут Взрослый говорит со Взрослым: был задан интересуищий вопрос и получен точный ответ.
Конечно, такие взаимодействия могут проходит на уровни Родитель-Родитель, Ребенок-Ребенок, Родитель-Ребенок и так далее.
Пересекающаяся трансакция
Все тот же пример со временем и часами: один человек интересует, которые сейчас час (комуникация начинается на уровне Взрослый-Взрослый, вроде бы ничего не предвящяет беды), а другой резко отвачает, что ты всегда забываешь свои часы и дергаешь меня по мелочам (реакция идет от Родителя к Ребенку). В лучшем случае, общение обрываеться, а не в самом благоприятном - перетекает в выяснение отношений.
Скрытая трансакция
Интересная разновидность типа коммуникации. Например, один студент, сидя на лекции, говорят другому: "Помнишь, у нас же сейчас должна начаться важная встреча в Студпарламете, нужно идти", а другой отвечает, что конечно помнит и правда придется уйти с лекции. Но по подмигивающему взгляду понятно, что речь идет о том, что лекция такая скучная, давай уйдем отсюда.
Правила коммуникации:
- Первое правило - пока трансакции остаються параллельными, коммуникации могут продолжаться бесконечно долго.
- Второе правило - когда трансакции пересекаються, коммуникация завершается; чтобы возобновить коммуникацию - надо начать с другого эго-состояния, тоесть попробовать найти другой подход к человеку.
- Третье правило - в скрытых коммуникациях человек, прежде всего, реагирует на уровень скрытого послания.
Комментарии
Отправить комментарий