Если я спрошу, какая зависимость существует между мотивацией и результатом, большая вероятность, что многие из вас ответят, она - линейная. То есть, чем больше усилий мы прилагаем, тем лучшим будет результат. Вполне логическое объяснение, которое нам прививают с детства. На самом же деле, данная связь - колоколообразная.
Еще в средине 20 века американские ученные проводили эксперименты с крысами (в то время этические нормы позволяли это делать), во время которого им надо было найти выход из лабиринта, при этом животных поделили на три группы:
1 группу время от времени подвергали незначительными ударам тока. Это было, конечно, достаточно неприятно, однако, не создавало сильного дискомфорта крысам и они долго искали выход из лабиринта.
2 группе повысили уровень заряда тока, что уже было весьма неприятно и стимулировало их быстрее искать выход с такого ужасного места. Таким образом крысы учились быстрее.
3 группу и вовсе подвергали воздействию высокого напряжения. Это настолько их парализовало, что они не могли предпринимать никаких действий, чтобы найти выход из лабиринта. Также важно отметить, что такое состояние может приводить к формированию "выученной беспомощности", ведь когда таких крыс поместить в абсолютно безопасный лабиринт без тока, они будут продолжать жалобно забиваться в угол, даже не пытаясь предпринимать каких-либо действий.
Данные результаты послужили для формулирования закона, известного в психологии как закон Йеркса-Додсона (по фамилиям ученых, проводивших данные исследования):
Критика эксперимента состоит в том, что при работе с крысами было использовано негативное подкрепление. Ведь позитивная мотивация, например, увеличивающаяся зарплата, и заряды тока совсем не одно и то же.
Позже было проведено следующее исследование - людям предлагали решать головоломки и по результатам давали материальное поощрение:
1 группе обещали при успешном решении головоломки их зарплату за один день работы;
2 группе - за две недели;
3 группе обещали выиграш в размере их 6 месячной зарплаты.
Как же здорово получить просто за прохождение головоломки деньги, за которые надо работать целых полгода. Вот это неплохая мотивация! Однако, в итоге, 3 группа показала втрое худший результат сравнительно с первыми двумя. Так что такая мотивация скорее привела к повышенному уровню стресса и в следствии этого - невозможности так же успешно справиться с задачей, как это делали люди в группах, где на кону были не такие большие суммы денег.
1) Помнить про оптимум мотивации. К тому же, чем сложнее сама задача, тем ниже уровень мотивации будет более предпочтительным.
2) Понижать уровень важности и значимости. Тут стоит научиться следить за собой в ходе выполнения разных задач (будь-то учеба, работа или просто личная жизнь) и когда вы осознаете, что стараетесь изо всех сил, а получается все хуже, то возможно у вас как раз завышен уровень мотивации. Совсем не нужно бросать начатое дело, просто стоит продолжить выполнять его легко, будто играючись.
3) Дать себе право на ошибку. Никто в этом мире не идеален, ничто в этом мире не идеально. Стоит позволить себе пробовать, ошибаться, делать выводы и двигаться дальше.
Еще в средине 20 века американские ученные проводили эксперименты с крысами (в то время этические нормы позволяли это делать), во время которого им надо было найти выход из лабиринта, при этом животных поделили на три группы:
1 группу время от времени подвергали незначительными ударам тока. Это было, конечно, достаточно неприятно, однако, не создавало сильного дискомфорта крысам и они долго искали выход из лабиринта.
2 группе повысили уровень заряда тока, что уже было весьма неприятно и стимулировало их быстрее искать выход с такого ужасного места. Таким образом крысы учились быстрее.
3 группу и вовсе подвергали воздействию высокого напряжения. Это настолько их парализовало, что они не могли предпринимать никаких действий, чтобы найти выход из лабиринта. Также важно отметить, что такое состояние может приводить к формированию "выученной беспомощности", ведь когда таких крыс поместить в абсолютно безопасный лабиринт без тока, они будут продолжать жалобно забиваться в угол, даже не пытаясь предпринимать каких-либо действий.
Данные результаты послужили для формулирования закона, известного в психологии как закон Йеркса-Додсона (по фамилиям ученых, проводивших данные исследования):
Закон Йеркса-Додсона говорит о том, что с повышением уровня мотивации результат также улучшается, пока не достигается точка оптимума мотивации, после которой даже при возрастающем уровне мотивации качество результата критически падает.
Критика эксперимента состоит в том, что при работе с крысами было использовано негативное подкрепление. Ведь позитивная мотивация, например, увеличивающаяся зарплата, и заряды тока совсем не одно и то же.
Позже было проведено следующее исследование - людям предлагали решать головоломки и по результатам давали материальное поощрение:
1 группе обещали при успешном решении головоломки их зарплату за один день работы;
2 группе - за две недели;
3 группе обещали выиграш в размере их 6 месячной зарплаты.
Как же здорово получить просто за прохождение головоломки деньги, за которые надо работать целых полгода. Вот это неплохая мотивация! Однако, в итоге, 3 группа показала втрое худший результат сравнительно с первыми двумя. Так что такая мотивация скорее привела к повышенному уровню стресса и в следствии этого - невозможности так же успешно справиться с задачей, как это делали люди в группах, где на кону были не такие большие суммы денег.
Что же делать, учитывая тот факт, что мотивация может сыграть с нами такую злую шутку?
1) Помнить про оптимум мотивации. К тому же, чем сложнее сама задача, тем ниже уровень мотивации будет более предпочтительным.
2) Понижать уровень важности и значимости. Тут стоит научиться следить за собой в ходе выполнения разных задач (будь-то учеба, работа или просто личная жизнь) и когда вы осознаете, что стараетесь изо всех сил, а получается все хуже, то возможно у вас как раз завышен уровень мотивации. Совсем не нужно бросать начатое дело, просто стоит продолжить выполнять его легко, будто играючись.
3) Дать себе право на ошибку. Никто в этом мире не идеален, ничто в этом мире не идеально. Стоит позволить себе пробовать, ошибаться, делать выводы и двигаться дальше.
Комментарии
Отправить комментарий