К основному контенту

Счастье: как его найти?




20 марта - международный день счастья... Неужели очередной праздник, который придумали маркетологи с целью подзаработать на праздничной мишуре? Возможно. Но как бы там ни было, этот день подтолкнул меня задуматься о таком эфемерном чувстве как счастье и проанализировать, а что же делает нас по-настоящему счастливыми.
Счастье нельзя вымерять или пощупать. Но один принцип в отношении счастья работает однозначно. Когда у человека неудовлетворённые базовые потребности, он будет очень радоваться еде, одежде или деньгам, за которые их можно купить. В случае же, когда человек имеет все необходимое для жизни, материальные вещи не сделают его намного счастливее (купив место 7 iPhone X, уровень счастья не будет значительно больше, хотя субъективно это может переживаться достаточно ярко). Так что за деньги можно купить счастье на уровне удовлетворения базовых потребностей, но не более.
Важный вопрос состоит в том, а что собственно нужно человеку для счастья? И интрига заключается в том, что каждый открывает это для себя лично. Мой список будет следующим, возможно, он вдохновит вас на составление своего.

1. Тёплые межличностные отношения.

Я уже говорила об этом, и, наверное, никогда не перестану говорить – счастье в жизни зависит от хороших межличностных отношений. Мы очень социальны. И даже если у нас ориентация «от людей», в любом случае, отправной точкой будет социум. Для меня очень важно проводить время со своей семьей, поддерживать связь с родственниками, быть опорой и поддержкой для своих друзей и знать, что они – моя, а также дружески общаться с коллегами по работе и учебе. Я часто люблю использовать искусство «small talks», чтобы сделать свой день наполненным теплыми эмоциями. Ведь даже когда мы перебрасываемся незначительными фразами с окружающими, это отвлекает от каких-то приевшихся проблем и делает нас более живыми.  

2. Здоровая еда.

То, что я ем, невероятно быстро отражается на моей коже и самочувствии. Едите пончики – будете круглыми, как пончик; едите колбасу – будет кожа усеяна акне, как колбаса салом; едите овощи и фрукты – будете такими же свежими. Здоровая еда не означает для меня какие-то отграничения, это выбор более натуральных и полезных продуктов. Но все же, чтобы такой подход работал, я позволяю себе, при желании, скушать кусочек тортика на День рождения или мои любимые паски на Пасху. Тогда я не чувствую себя в западне, а просто делаю выбор в пользу здоровья, лёгкости и счастья.

3. Красивые вещи вокруг.

Если полистать ленту Инстаграм или Фейсбук, то можно проследить очевидную закономерность – повсюду звучит идея, что материальные ценности важны для ограниченной личности. Ведь лучше одеть старые кеды и отправиться в путешествие по миру. Конечно, в накопительстве, а особенно патологическом, нет особо ничего хорошего. Однако, каждый человек живет в определенном пространстве и поэтому важно, чтобы оно было для него комфортным и приятным. Мне нравятся светлые цвета в интерьере, живые цветы и свечи… А еще я обожаю разные красивые блокноты и тетради (хотя у меня целый ящик блокнотов, но я продолжаю покупать новые). Все это создает микропространство вокруг нас, которое очень влияет на ощущение счастья.   

4. (Не)маленькие победы.

Здорово выиграть грант на обучение в каком-то престижном европейском вузе, успешно завершить рабочий проект или достичь уровня advanced по иностранному языку. Но даже если это самое незначительное достижение, ему стоит радоваться не меньше. Ведь система поощрения нашего мозга работает одинаково для самых маленьких или больших достижений. Вопрос состоит в том, как мы сами настроимся: видеть и праздновать все хорошее, что случается в жизни, или фокусироваться, главным образом, на негативе. Выбор всегда остаётся за человеком, но я бы предпочла первое.

5. Мои цели в жизни.

Сейчас я читаю одну из многочисленных книг Виктора Франкла «Сказать жизни ДА!» о нем самом, о психологе в концлагере. В память врезалась следующая фраза: «Лучшие не вернулись, вернулись те, у кого был свой смысл». Я всегда осознавала, что важно ставить себе цели, чтобы знать, куда я двигаюсь. Но только сейчас я начинаю понимать, как на самом деле это работает. Навязанная цель не принесет того счастья от ее достижения, что внутренняя, истинная. Очень важно понимать, что и зачем ты делаешь, а также отыскать свой смысл в любой деятельности. Тогда и путь к цели будет легче, а радость от достижения больше!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Можно тебя погладить, или Теория Мотивации в Трансактном анализе

Если бы я была безнадежным романтиком, я бы сказала, что в это мире всем движет любовь, если бы прагматистом - то это была бы выгода, ну а если бы я говорила с позиции науки, то -естественные законы Вселенной (хотя и там много своих нюансов). Однако, с позиции психолога я могу точно сказать, что основа поступков всего одна - мотивация . Теория мотивации в Трансактном анализе изучает функционирование человека и его потребности (или на языке ТА "голода") в стимулах, признании и структуре. Так же как и кусочек ароматной сдобной булочки может "управлять" нами, когда мы голодные, так и эти виды "психологического голода" могут оказывать мощное влияние на нашу жизнь. Таким образом, об этом лучше знать и уметь правильно пользоваться.  1. Голод по стимулам. Иными словами - это потребность людей в сенсорных стимулах: взгляд, объятие или прикосновение. Особенно в телесных и всевозможных зрительных стимулах нуждаются дети. Проводилась масса экспериментов на

Парадокс Лапьера: мы делаем не то, о чем говорим

Мы говорим одно, думаем - другое, а делаем - третье.  Сейчас в психологии такие слова звучат как истина. Но еще совсем недавно было иначе. За аксиому бралось утверждение о том, что аттитюд (то есть социальные установки) и реальное поведение совпадают. Но исследование, которое провел Р. Лапьер , разрушило существовавшую в психологии привычную аксиому о взаимосвязи социальной установки и поведения. А произошло это так...  30-е годы ХХ века, Америка, начинается путешествие одной китайской пары молодоженов и психолога Стэнфордского университета Ричарда Лапьера. Они собираются исколесить все Тихоокеанское побережье, останавливаясь в более чем 60-ти отелях и посещая приблизительно 180 ресторанов. Стоит отметить, что в те годы были распространены негативные установки в отношении выходцев из Азии. Так что этот эксперимент был достаточно смелым и мог иметь самый непредсказуемый исход. Но Лапьер все же рискнул.  Первая часть эксперимента - это сама поездка. Останавливаясь в дорогих

3 новеллы О'Генри, которые стоит прочитать в канун Рождества

Вам нравятся рождественские праздники? Лично я с нетерпением жду, когда первый снег мягко закружится в танце и покроет все вокруг, повсюду зазвучат рождественские песни, дом наполнится ароматами хвои, цитрусовых и шоколадных сладостей, а на Софийской площади загорится разноцветными огнями главная елка страны. Эта праздничная атмосфера вновь вселяет веру в волшебство. А еще это время наполнено разными традициями: просмотр всех частей "Один дома" или "Гарри Поттер", уже в который раз прочтение "Рождественских историй" Диккенса, ожидание нового сезона "Шерлока"... У каждого что-то свое. Если же вы решите, что еще одна рождественская традиция не помешает - тогда могу посоветовать добавить в свой список прочтение нескольких новелл. Это достаточно короткие рассказы, но с необычным финалом - так что история будет держать до самого конца. 1. Дары волхвов Первая история переносит нас в сочельник, в маленькую квартирку молодой семейной пары. Деву